П`ятниця, 29.03.2024, 13:38
Вітаю Вас Гість | RSS

МИСТЕЦТВО В ШКОЛІ

Категорії розділу

Наше опитування

Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 25

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0

Каталог статтей

Головна » Статті » Мої статті

Есть ли жизнь за школой?

Ну вот, почти причислена к светилам...

Светю... А мой единственный талант

Известен каждому под именем красивым –

Неспать ваще. Диагноз - музыкант...

 

I. "Облико морале"

       Проблема низких учительских зарплат – одна из самых острых. От словосочетания «стимулирующая часть» бросает в дрожь. Существующая система "поощрения" за подвиги, мешающие основной работе – преступление, возведённое в ранг достоинств. 

       Реалии таковы. Зависимость семейного бюджета учителей-предметников от требуемых "шоу", поставили учителя музыки в ещё более сложные условия: мы едва ли не единственная категория преподавателей, которая участвует везде и за себя, и «за того парня»… Музыка нужна всем! Со стороны кажется, что уж наши-то премии зато больше других, но это заблуждение немузыкантов: попробуйте заказать на студии то, что требуют от рядового учителя и выясните реальную стоимость очередной феерии, которая не войдёт ни в какой перечень заслуг, позволяющих получить хотя бы бонусы к аттестации. А на собственное участие, где бы то ни было, у нас «почему-то» физически не хватает времени. И ведь каждый предметник точно знает причину проблем музыкантов: «Не умеют работать!».

       Вслушайтесь, из каких фраз складывается наша реальность: «У меня на следующей неделе мероприятие, и мне нужно его разбавить музыкой». Разбавить... И мы даже не напишем этого в премию с полноценным мероприятием, потому что то, что ты делал ближайшие два вечера и ночь – просто «разбавить». Кто поверит, что это работа?.. Из подобных мелочей складывается наша несуществующая жизнь: часок на сценарий, пару ночей на монтаж («Нам не надо, как в Кремле!» – сразу предупреждают, чтобы выглядело незначительно), одна – две репетиции в удобное для всех, кроме тебя, время на каждые 2-3 параллельно готовящихся мероприятия... Когда же готовить уроки, проверять тетради, готовить ужин, наконец? Ответ: «Всем тяжело!» Так, если это нормальное явление, то помогите и нам. Ан нет, «извини, сегодня не могу». И завтра «не могу», и через год, но ты помни, что мы помним, что ты нас выручила. А уж если кто, не дай Бог, на областные или Всероссийские конкурсы замахнулся!.. Степень ответственности та же плюс ещё и планка, которая из моральных соображений заставит выполнить работу максимально убедительно, чтобы не испортить труд другого человека, заслуженно претендующего на высшие награды. 

Убедительно прошу прочитать мой следующий комментарий тех, кто всё время говорит: «Мне не надо, как...» Задайте себе вопрос: КАК  вы себе представляете, мы должны поступить, например, в случае озвучивания вашего сценария? Поставить вам первую попавшуюся мелодию? Выбрать из 10 скачанных худшую? А может быть, вы думаете, что где-то есть сайт с кодовым названием «Для мероприятий как НЕ в Кремле» или сайт «Для феерий»? Голова музыканта ещё в раннем детстве настроена на определённый тип мышления. Мы иначе дышим, иначе жестикулируем, имеем другой словарный запас... Мы больше не можем не слышать сочетания одного с другим так же, как вы не наденете резиновые сапоги под вечернее платье. Люди, которые могут, ушли ещё в третьем классе ДМШ как не пригодные к специальности. С другой стороны, если вам нет разницы, что звучит, то зачем вы идёте к нам?.. Скачали и поставили. 

Все ли так живут? Конечно, нет. Большинство проблем создаётся внутри конкретных коллективов и зависит это от политики, которую ведут администрации школ. Если каждый раз звучит «Не нравится? Уходите!», есть повод принять собственные решения. Никогда рабство не входило в ранг достоинств, превышающих профессионализм. Нет ни одного закона, позволяющего вредить профессиональной деятельности, увеличивать нагрузку без согласия учителя, придумывать способы повысить мониторинги за счёт нашего здоровья. Наблюдая за работой очень уважаемых педагогов города, абсолютно убеждена, что среди учителей музыки встречаются и вполне адекватные люди. Они понимают, что у каждого человека отдельная жизнь: друг от друга, от школы, от обстоятельств, есть личные и чужие проблемы. Последние, заметьте, становятся Вашими только после искусственного возбуждения в Вас же чувства вины за мнимое бездействие на благо общества - общества, которому, как ни странно, до Ваших проблем нет дела. Нормальные люди работают на результат, иначе к чему вся эта имитация жизни? А что мешает результату? Нагрузка, которую мы не поднимаем. Из чего она складывается? Из того, что мы обязаны и из того, что мы делать не должны. Даже ребёнок понимает, что второе – ненужный балласт, который может существовать лишь при наличии свободного времени. 

Откуда берутся лишние проблемы? Школа может претендовать только на то, что входит в обязанности по Вашему роду занятий, который указан в трудовой книжке. Перечень приобретённых профессий – Ваше личное достояние. Даже лишний час свободного времени – это возможность убедиться в том, что ЖИЗНЬ ЗА ШКОЛОЙ ЕСТЬ.

II. «Ничего больше не умею…» или «Могу всё»?

Смена образа жизни – дело хлопотное. Нет, я не ушла из профессии и не отправилась переучиваться на юриста, - попыталась изменить чуть-чуть мира вокруг себя. Сначала рискнула и оставила должность педагога дополнительного образования и концертную практику, потеряв сразу больше половины зарплаты, и забыв об успешной области с грамотами и наградами, тем самым ещё и поставив под удар защиту на высшую. Оставила только уроки, надеясь, что расписание вернёт мой рабочий день в рамки и прекратит работу по выходным. Выходные отбила, хотя половину времени я теперь занималась монтажами, но дома. Материальный убыток компенсировали премии (ну, или почти компенсировали) Остальное не сработало: люди привыкли любой ценой получать желаемое. Посыпались конфликты, жалобы в администрацию, поиски «музработника», обсуждение КАК БЫ плохой работы нового «музработника» (так почему-то у нас педагогов доп.образования называют, чтобы не утруждать себя разбирательствами в обязанностях тех и других... если музыкант, обязан всё уметь: петь, плясать, писать фонограммы, монтировать, репетировать на карнизе, не издавая ни единого звука, чтобы не мешать работе остальных, и при этом оставаться жизнерадостным и готовым ещё больше работать) Кстати, должность педагога доп.образования вскоре вообще сократили, и школа при этом не рухнула. 

Результаты нового угла зрения появились незамедлительно: новые люди, публикации, на которые никаких надежд не было, авторские контакты, сайт… Школа? Уроки стали лучше, потому что у учителя появились признаки жизни. Отношения в коллективе?.. Сложный вопрос: для кого-то условие содержания меня в качестве «друга» сводилось к требованию привычной безотказности в решении их насущных проблем, кто-то сразу понял и взял часть посильной нагрузки на себя, те, кто раньше интересовался процессом, а не его результатом («научи» вместо «сделай за меня») вообще не заметили моего отсутствия. Конечно, там где требовался человек с музыкальным образованием – это одна история (сложные монтажи, фонограммы, сопровождение к конкурсным работам), но поиск фоновой музыки в интернете «наугад» ровно такой же процесс, как и процесс у  неспециалиста: скачал 30 мелодий, прикинул к сценарию, выбрал парочку подходящих, и всё с начала.  В конце концов, это наш личный домашний компьютер. Мы же не едим из чужого холодильника, не носим чужую одежду, так почему у нас в компьютере должна быть папка для каждого члена коллектива?.. Всё, туда больше нельзя. Но друзья остались. Это те, кто, действительно, проявили чудеса терпения ко мне нервной и замученной, поняли, простили, отпустили и ничего не попросили взамен. Друзья – это друзья!

Так что же мы умеем, если нас выбросить в жизнь?.. Думаю, ответ на этот вопрос вас устроит... ВСЁ!!!

Именно о том, где ещё можно применить наши таланты пойдёт разговор далее. Нет, агитировать и убеждать никто не будет. И зарплату обсуждать тоже, потому что, куда бы Вы ни устроились, прибыль у вас будет гораздо выше, чем те премии, за которые нас уничтожает система образования. Я лишь попробую дать Вам идею, которая, возможно, параллельно со школой, откроет Вам возможность проявиться где-то ещё, базируясь на приобретённых навыках.

Сложите время своей учёбы и время работы, посмотрите на эту сумасшедшую цифру. Да неужели ни чему жизнь не научила?.. Живя в маленьком провинциальном городе, понимаешь, что многие двери для тебя закрыты. Руки опуск... Или всё-таки нужно встать и просто выйти? Мир-то зашкольный не изучен совсем. Вам же некогда было: вы то тетради проверяли, то планы писали к очередной проверке, то праздники до потери пульса и голоса готовили. В мир!!!

III. Шаг

Когда Вы остались на краю собственной жизни, пора переоценить себя и свои возможности, чтобы понять, что Вам самим нравится делать больше всего, и есть ли люди, которым пригодятся Ваши таланты? Так ли далека эта другая жизнь?

Давайте поразмышляем, что же представляет из себя реальный облик современного учителя музыки?.. 
 (ненужное - вычеркните, нужное – допишите).


1. Хороший организатор. 
2. Человек, имеющий опыт общения с детской и взрослой аудиторией 
3. Человек, который умеет разрешать конфликты и выводить людей из стресса 
4. Певец, танцор 
5. Владеет одним или несколькими инструментами 
6. Нотная грамота понятна и осязаема 
7. Сочиняет разработки уроков, сценарии мероприятий 
8. Внятная, поставленная речь 
9. Поэт, композитор, философ 
10. Владение нотными и звуковыми редакторами 
11. Способен гармонично воссоединить музыку и происходящее действие 
12. Может воспроизвести услышанную мелодию, подобрать аккомпанемент 
13. Слышит сплетение звуков, гармонические соединения в услышанном произведении, знает, как достичь подобного эффекта 
14. Умеет работать с вокалом, понимает пути развития и преодоления трудностей 
15. Умеет настраивать инструменты 
16. Владеет не рядовыми знаниями в области искусства, причём не ограничен знаниями только музыки 
17. Хорошая профессиональная память 
18. Умение говорить, убеждать, манипулировать 
19. Увлечённая, творческая натура, которая уходит в работу с головой и не замечает времени. 
20. Умеет работать в команде 
21. Владеет навыками работы с компьютером, мультимедийным проектором и интерактивной доской 
22. Получает удовольствие от многочасового, кропотливого создания красоты 
23. Имеет навыки создания сайтов, понимает, чем html-код отличается от Delphi 
24. Грамотная письменная и устная речь 
25. Владеет методикой преподавания специального инструмента 
26. Видеомонтаж 
27. Быстрое, часто нестандартное решение задачи 
28. Навыки звукорежиссёра 
29. Ремонт аппаратуры 
30. Что-то забыли?..

Дополните этот список Вашими дипломами и личными достоинствами. И?.. Так ли всё плохо?  

IV. Информация к размышлению

1. Организатор детских праздников

А знаете ли Вы о том, что День рождения ребёнка можно превратить в увлекательное путешествие? Немного фантазии, и нудное сидение за столом с последующим дёрганием под взрослую музыку заменится увлекательным приключением с поиском кладов в доме или в саду частного дома, которое запомнится на всю жизнь. Кто, как не Вы, способен продумать музыкальное сопровождение с "намёком", нарисовать карту, организовать крутые пиратские конкурсы? 
 А, может быть, вечер - карнавал, на который дети приглашаются в костюмах даже летом? Песни под гитару при свечах, секретная комната с ключом от сундука - холодильника?..

2. Автор статей, разработок, сценариев, поздравлений в стихах и т.д.

Вы способны укротить буквы и написать интересный сценарий, сказку или разработку урока? А знаете ли Вы, что существуют целые издания, которым Ваши авторские материалы просто необходимы? Вспомните, где Вы сами недавно брали переделанные на новый лад известные песни, сценарии утренников и новогодних сказок? Неужели Вы думаете, что это всё придумал главный редактор? Присмотритесь, где-то на обложке есть электронный адрес редакции. Не пугайтесь, если там не написано, что Вас ждут с распростёртыми объятиями. Не волнуйтесь: если Ваш материал им подходит, с Вами свяжутся. Гонорар обычно выплачивается в зависимости от объёма, который занимает Ваш текст на стандартной для того или иного издания странице. Далеко не всегда это любимый всеми А4. Иногда имеет значение число знаков.

Единственное, о чём хочу предупредить: не забудьте настоять на договоре. Ничего не разрешайте без договора! Как правило, на Ваш адрес высылается письмо обычной бумажной почтой, в котором 2 экземпляра документа с печатями и всеми нужными подписями, кроме Вашей. Никаких договоров по электронной почте! Юридическую силу имеют только оригиналы документов, либо копии, заверенные у нотариуса! Помните, что Вы вручаете людям достаточно важную информацию о себе! Не спешите. В договоре указываются условия, сумма гонорара и много очень полезной и юридически важной информации. Читайте внимательно и спрашивайте, если что-то не ясно или читается двусмысленно. Не извиняйтесь. Вам обязаны разъяснить все условия по первому требованию и даже внести изменения, устраивающие обе стороны. И только после этого ставьте подпись и оформляйте всё надлежащим образом, а затем отправляйте ОДИН заполненный экземпляр договора на издательство. Он вступает в силу с момента получения Вашего письма адресатом.

P.S.И ещё, если Вы общаетесь с людьми из интернета, не поленитесь походить по сайтам и почитать отзывы об этой конкретной организации ещё до того, как что-то куда-то отправите. 
 И ещё "Ещё"! Если Вы имеете подтверждающий документ о публикации в методических изданиях, то школа выплачивает Вам премию. Плюс ко всему, методические публикации ещё и необходимы для прохождения очередной аттестации по новым условиям. 
Не бойтесь получить отказ. Далеко не всегда это происходит из-за того, что Ваша работа не заслуживает внимания или не оценена по достоинству. У меня есть публикация, которая "сработала" через год после того, как я отправила материал и даже уже не рассчитывала на ответ. Весь секрет в том, что издания планируются на несколько номеров вперёд. Например, если у Вас есть материалы к Последнему звонку, отправьте их летом или осенью. 

3. Нотный набор.

Если Вы владеете нотными редакторами, то можно оставить свою визитку в музыкальных школах, музыкальных училищах и даже в издательствах, не специализирующихся на нотном наборе. Вполне возможно, что кто-то да и вспомнит, когда потребуется, например, набрать курсовую работу, расписать партии для оркестрантов, а то и целую оркестровую партитуру с переложением для других инструментов. Кроме этого, нотные вставки достаточно часто встречаются и в публикациях различных сценариев, написанных совсем не музыкантами. Чаще всего людям приходится сканировать чужие ноты и вставлять их, как изображение с достаточно низким качеством. Далеко не всем нравится полученный результат.

Ещё. Если Вы автор музыки и собираетесь сотрудничать с издательствами, специализирующимися на выпуске авторских материалов, то наличие нотного текста часто даёт бонус в конкурсе на "вакантное" место в будущих публикациях.

И не забывайте о других авторах! Даже у профессионалов не всегда хватает времени на такую кропотливую работу, как подготовка нотной публикации "под ключ". Но особенно рады Вам будут самодеятельные авторы, которые, порой и нот не знают. Как работать с ними? Запишите авторский вариант на диктофон и просто переведите записанное в нотный текст. Первый экземпляр вполне уместно сделать бесплатно и без всяких просьб, показав автору, как профессионально может выглядеть их самодеятельное творчество, и насколько доступным и полезным оно станет окружающим, приобретя такое удобное дополнение. А уж если это ещё и достойный материал, то человек получит возможность публикаций, а Вы - постоянного клиента.

Нотные редакторы: Finale, Sibelius. Эти программы наиболее часто упоминаются издательствами. 
 Вам могут потребоваться програмы, переводящие нотный текст в формат .pdf (например, Acrobatили pdfFactory). Фактически это виртуальный принтер, который будет появляться при использовании функции "печать документа". Просто измените строку с принтером по умолчанию на строку с вышеупомятой программой и нажмите «печать». 
 Бывает ситуация, когда присланые Вами ноты по ту сторону монитора будут выглядеть, как нечитаемый текст. Это происходит потому, что на компьютере получателя отсутствует музыкальный шрифт "Маэстро". Вы его получили в пользование с установкой нотного редактора, но не у всех он есть. Не мучайтесь, устраняя недостаток чужого компьютера. Выход есть: воспользуйтесь программой, которая переведёт .pdf с Вашими нотами в формат изображения. Для этого Вам потребуется программа Scientific and techical dokumentation viewer. У фотонот есть свои преимущества: их, как и изображение, можно резать, уменьшать, размещать на сайтах или включать в документы внутри текста.

4. Проведение свадеб и других торжеств

Есть возможность объединиться с активными и предприимчивыми? Тогда Вам будут рады при проведении различных торжеств. В Интернете огромное количество необычных сценариев, позволяющих сделать семейные мероприятия и корпоративы запоминающимися, интеллигентными, с выдумкой и привлечением самых различных талантов, которые вполне способны организовать происходящее в интересное и весёлое мероприятие без злоупотребления спиртным и пикантными анекдотами. Да, огромная ответственость, но когда нас пугала ответственность? Есть отчаянные головы, которые и в одиночку справляются. 
 На вопрос "Какой может быть свадьба или корпоратив?" можно дать только один ответ - "Достойной!". Применимо это слово не только к достоинствам виновников торжества и гостям, но и к организаторам. На днях встретила своего бывшего выпускника, который, объединившись с музыкальными руководителями города, работает в успешном коллективе непьющих, замечательно поющих и профессионально ведущих программу музыкантов. Улыбнулась, когда тот с упоением рассказывал о том, что их народный блок - просто супер! БЛОК!   И это он поскромничал, конечно, не упоминая о том, что "репертуарчик" с Всероссийских и Международных конкурсов, принесший им бесчисленное количество дипломов. Живой звук, профессиональная работа и огромное желание идти к людям и что-то делать. Заработок? Достойный!  

5. СМИ (телевидение, радио, печатные издания)

Сфера, о которой я могу говорить, основываясь на личном опыте, поскольку в 2011 г. решилась на творческий отпуск. Об издательствах я писала выше, потому скажу несколько слов о телевидении. Даже если Вы не настроены посвятить ему своё будущее, не стоит вычёркивать из жизни то, что навсегда останется закрытым для Вас при других обстоятельствах. Опыт, полученный здесь, будет не однозначен, но вряд ли вы определите его как не интересный. Что следует знать, принимая решение о работе на ТВ:

1.      Совместительство телевидения и школы невозможно. Образование сложнее, конечно, но сумма затраченного на обе специальности времени превысит 24 часа; 

2.      Розовые очки придётся снять, поскольку всё, что Вы думали о СМИ до того – прямая противоположность истине.  Далеко не все открытия я отнесу к положительным, но это нормально при входе в любую непривычную деятельность;

3.      Организация труда в смысле разумного распределения обязанностей здесь отсутствует, что временами приводит к сбою даже у специалистов. Для людей, настроенных на результат – это проблема, поскольку вникнуть в тонкости профессии без сосредоточения на чём-то одном получится не скоро. За 4 месяца работы на должности продюсера меня можно было параллельно обнаружить за аудио- и видеомонтажом, с микрофоном на стройке, за написанием сценария к фильму и статьи для газеты, входящей в медиахолдинг, в прямом эфире и за кадром рекламного ролика. Жертв и разрушений нет, но анализируя ситуацию с точки зрения психологии – 99 % риска развития творческого кризиса как минимум трёх ступеней, а с точки зрения педагогики – прямая дорога к дилетантству, которого мы никогда не приветствуем. Думаю, это издержки небольших телекомпаний частного порядка, экономящих на лишних в бюджете людях; зато оставшийся процент счастливчиков – настоящие спецы, которые «зависнут» там надолго. В трудностях тоже свой смысл.

4.      Сопротивление полезно. Шаблоны, которые предлагаются для работы новичков не оправдывают себя. Усомниться в них стоит лучше раньше, чем позже. Преодолейте страх навязать своё «непрофессиональное» мнение. Опытный учитель, понимающий возможности той или иной формы преподнесения информации, видящий перспективы и точно знающий, что люди по ту сторону экрана реальны, ничуть не уступает знатокам, конечно, при условии принятия во внимание специфики телевидения. Никогда не теряйте нашего ощущения реальности. Это «золотая жила». Глупо ломать то, что давно работает. Помните о том, что ежедневно Вы решали куда более сложные задачи, ведь урок – это не только донесение информации, но и обучение и воспитание. Не факт, что Ваши новые коллеги выстояли бы в таких условиях хотя бы день. Бессмысленно вдаваться в долгие объяснения, приносите свой вариант. Он убедительнее теории и способен вместить в себя кучу компромиссных решений. 

5.      Краткость – не всегда сестра таланта, но жёсткие рамки хронометража здесь присутствуют и для процесса подготовки, и для конечного материала. Придётся перестроиться на мышление в других временных отрезках. То, что для телевизионщика начинается фразой «Об этом подробнее», для учителя не более, чем тезисный ряд. С типичным для нас процессом Вы столкнётесь при работе в прямом эфире, где информации всегда должно быть про запас на случай, что Ваш собеседник замолчит.

6.      Владение темами, о существовании которых корреспондент минуту назад даже не догадывался, так и осталось «минусом», поскольку типичная импровизация учителя чаще всего происходит в рамках известного ему материала. Думаю, это недостаток опыта в незнакомой деятельности, который выправится с началом нового круга и систематизации разнообразных сведений. Здесь есть и плюс: внутренние противоречия заставят Вас осведомиться в том, о чём Вы не имели представления по причине хронического недостатка времени, известного людям преподавательских профессий. Новые знания и новые люди не нашего привычного круга ещё никому не повредили. 

7.      Бесконечно можно смотреть на 3 вещи: как горит огонь, как течёт вода и как работает оператор. Люди с хроническим любопытством могут остаться здесь на годы. Общение с талантливыми представителями человечества – бонус, который пересилит многие издержки профессии. В моём случае, пересилила музыка, но выбор в сторону реалий школы последних лет я бы делала менее уверенно.

6. Единовременные заработки

К ним бы я отнесла участие в различных конкурсах на платной основе, сумма выплат в которых колеблется в пределах тысячи рублей, а также разовые публикации. Бумажных изданий сейчас так много, что в преддверии различных знаменательных дат достаточно часто обнаруживаются призывы к написанию тематических поздравлений в стихах и прозе, сценариев, литературных произведений малых форм. Не смотря на то, что пишут сейчас все, кому не лень, есть реальные шансы предъявить миру что-то своё. У учителя музыки и здесь преимущество: мелодический образ мышления даёт нам возможность выйти за рамки простейших форм и изобрести нечто заметное даже без филологического образования, а уж от банального содержания уйти, имея многоярусный опыт общения с музыкой, живописью и литературой – дело чести. Сложнее с музыкальными конкурсами, которые зачастую напрямую зависят от качества звука, которого сложно добиться, не имея профессионального технического минимума и опыта, но и здесь можно рискнуть. 


7. Композитор - исполнитель - слушатель.

Если Вы работаете с вокалистами и ваши ученики достигли заметных вершин, если Вы сами хорошо поёте, предложите свои услуги авторам. Они будут рады услышать свои песни в хорошем исполнении, а у вас будет доступ к новому репертуару. Но следует помнить, что для того, чтобы использовать детские голоса, нужно обязательно получить разрешение родителей вне зависимости от того, платно вы с ними занимались или бесплатно. Для подобных целей и придуман договор, который подписывают обе стороны. И ещё: материал, который Вы получаете от автора конфиденциален и не подлежит никакому распространению, если автор сам не дал вам таких прав письменно. Нарушая это условие, Вы нарушаете закон. 


*****

Подводя итог вышесказанному, скажу одно: «Движение – это жизнь». Без проб и ошибок нельзя ни чему научиться. Вам ли этого не знать? Рецепт обнаружения в себе талантов прост: начните отдыхать конструктивно, переключив свою голову на деятельность, которая затмит сомнительное удовольствие от безысходного переключения каналов или общения в Интернете. Успехов Вам и благополучия!

Категорія: Мої статті | Додав: mamienko (14.04.2014)
Переглядів: 403 | Коментарі: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

Форма входу

КОРИСНІ ПОСИЛАННЯ